Подростковый возраст

Подростковый возраст – это возраст повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В этом возрасте происходит акцентуация всех проблем, накопленных в детстве.

 

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.

 

Это возраст, основной характеристикой которого является сопротивление. Это революционный возраст.

Если родитель ставит себя как ценностный ориентир, подросток будет его свергать. Родители оказываются не готовы перестать быть ценностью для ребенка и терять контроль, но ресурсов контролировать у них уже нет.

Дети игнорируют эмоции взрослых.

Для подростка характерно:

  • Резкие перепады настроения
  • Чувствительность к посторонней оценке
  • Самонадеянность
  • Жесткость в суждениях
  • Сентиментальность и черствость
  • Желание быть признанным и быть независимым
  • Борьба с авторитетами и обожествление случайных кумиров
  • Склонность к метафизическим рассуждениям
  • Нигилизм

 

Для родителей важно уметь:

  • вести диалог так, чтобы не обрывать связь с ребенком;
  • Не преподносить собственные ценности как аксиому жизни и не предъявлять их в виде догм;
  • В отношениях должно быть то, что он обязан делать и то, что сам выбирает;
  • Предъявляемые требования должны быть обоснованы;
  • Говорить о своих и его правах;
  • Сохранить положительный знак отношений,
  • держать собственные границы и не нарушать границы ребенка.

 

Типичные черты подростков:

  • Стремление к новизне, к оригинальности поведения;
  • Желание утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения;
  • Потребность в создании теплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими с одной стороны и тяготение к одиночеству;
  • Доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями;
  • Тенденция к самоутверждению;
  • Импульсивный характер реагирования;

 

  • Высокий уровень готовности к девиантному (отклоняющемуся) поведению;
  • Высокая эмоциональная заряженность поведенческих реакций.
  • Охотно идут на партнерские отношения, любят договариваться;
  • Стадность;
  • Негативизм;
  • Не умеют обращаться с сексуальностью;
  • Плохое владение границами

 

Факторы, влияющие на поведение подростка:

  • Сложившаяся система отношений со значимыми взрослыми;
  • Особенности взаимоотношений с учителями;
  • Социальное положение в классе и во дворе;
  • Психологическая атмосфера в школе и дома;
  • Отношение к обучению, к сверстникам, жизненным целям;
  • Разнообразие интересов.

 

Факторы, значимые для подростка:

  • Принадлежность к неформальным группам;
  • Социально-статусное положение в микросоциальных взаимоотношениях.

 

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. Все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется как переходный, трудный, сложный, критический.